мировой

коллекция

ракурс

скрижаль

подшивка

клипы военной хроники

Предметы на продажу

Личность в истории. Григорий Александрович Потёмкин

Чёрные полотна. Гойа жил, Гойа жив...

Из истории фотографии. У колыбели светописи

Запрещенная фотокарточка

Харьковщина в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов

Поисковый запрос не может содержать менее 4-х символов.


Из истории Ложки и Вилки

Автор: кум

Дата: 2012-10-18

История ложек начинается с незапамятных времён, человек использовал для изготовления этого инструмента самые разные материалы - кость, дерево, камни, глину, ракушки, металл... В латинском и древнегреческом слово «ложка» произошло от «раковина улитки». В английском - от "щепка". На Руси ложка появилась в обиходе простых людей раньше, чем в Европе, оставаясь деревянной вплоть до 20 века, стала предметом самобытного народного творчества, искусства росписи, и даже музыкальным ударным инструментом. Всякая ложка имела свое название и назначение. Простая русская широкая ложка средней величины называлась межумок. Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей. Ложка баская была долговатая и тупоносая, полубаская - немного покруглее. Слово "баский" означало красивый, красный, видный, разукрашенный. Средние и малые ложки с плоскими черенками назывались загибами, серебрушками. Существовали также рабочие бурлацкие, носатые и другие ложки. Бурлаки носили ложку за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду... Сохранившиеся образцы, музейные экспонаты, позволяют нам проследить, каким образом на протяжении долгих веков видоизменялась и приобретала современные черты столовая ложка.

Ложка из слоновой кости
Ложка из слоновой кости (краски). ок. 3650-2650 г.г. до н.э. Египет.
18 см , диам. чаши: 4,7 см

Алебастровая ложка
Алебастровая ложка, из древнего Египта, которую датируют ок. 1550-1295 г.г. до н.э. Алебастр - это минерал, водный сульфат кальция, является наиболее мягкой разновидностью мрамора. Встречается в природе в известняковых отложениях рек, слегка просвечивается на солнце, желтоватого оттенка с перламутровым стекловидным блеском. Алебастр из-за красоты и легкости обработки особенно любили в Древнем Египте. Есть версия о связи слова "алебастр" с названием города Алабастрон в Египте, но точное местонахождение этого древнего города не установлено. По сообщениям античных авторов, там добывали этот минерал, по другим источникам — его находили близ Амарны в Египте.

Ложки использовались для приготовления косметики, благовоний, вкупе с ритуальными сосудами.

Костяная ложка. Египет

Кость. Египет. ок. 1550-1295 до н.э. 9.7 cm x2.7 cm x. 0.9 cm

Египет. Деревянная ложка

ок. 1353–1295 до н.э. Египет. Дерево. 10.5 см

бронзовая ложка

Ложка-утка. Египет. ок. 1550–1295 до н.э. Бронза или медный сплав.16 cm х 4 cm

В Древнегреческой и Римской культуре ложки не являлись предметами сервировки стола. Кушанья ели руками, а чтобы подцепить кусочек явства, использовали хлеб. Ложки, в основном, служили на кухне в качестве мешалок, небольших черпаков и лопаток.

Гай Светоний Транквилл в книге "Жизнь двенадцати цезарей" пишет - "Пиры Клавдий (41-54 г.г. н.э.) устраивал богатые и частые, в самых просторных палатах, так что нередко за столом возлежало шестьсот человек... Ко всякому обеду он приглашал и своих детей с мальчиками и девочками из знатных семейств, по древнему обычаю они сидели у подножья скамеек и ели со всеми. Однажды он заподозрил, что гость украл золотой сосуд - на следующий день пред этим гостем была поставлена глиняная чашка. Говорят, он даже собирался особым эдиктом позволить "испускать ветры" на пиру, так как узнал, что кто-то занемог от того, что стыдился и сдерживался. До еды и питья был он жаден во всякое время и во всяком месте. Однажды, правя суд на форуме Августа, он соблазнился запахом угощения, которое готовилось в соседнем марсовом храме для селийских жрецов, сошёл с судийского кресла, поднялся в храм и вместе с ними возлёг за трапезу. От стола он отходил не раньше, чем отяжелев и взмокнув, и тут же ложился навзничь, чтобы во сне ему облегчили желудок, вставив перышко в разинутый рот..."

бронзовая ложка

бронзовая ложка

Бронзовые ложки

Ложка - зеркало. 1-3 век н.э. Рим

Ложка - зеркало. 1-3 век н.э. Рим

3 век н.э. Бронза. Рим

3 век н.э. Бронза. Рим

римская империя серебряный сервиз

Серебро. Середина 1 века до н.э. Рим. Прообраз современного столового сервиза

ложка 3-4 век, Рим

3–4-й век. Медный сплав, серебрение, чернение. Римская культура. Размер 2.3 x 2.5 x 1.6 cм

ложка из серебра и горного хрусталя

Серебро, горный хрусталь. Первая половина 1 века н.э. Римская империя. Косметическая ложка

серебряная ложка, Византиявизантийская ложка

4–5-й век. Византия. Серебро. Размер - 19.4 x 3 x 1.7 cм, 5.8 x 3 cм
Экспонаты The Metropolitan Museum of Art http://metmuseum.org/

Бронзовая ложка 4,5 век Коми Россия

Бронзовая ложка с фигуркой медведя на черенке
Литье. Дл. 16.5 см
4-5 вв.
Подчерёмовский клад 1929 г., Республика Коми, на реке Подчерёма
Россия
Источник поступления в музей Государственного Эрмитажа: дар археолога В.А. Городцова. 1931

Золотая ложка Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов. 7 в.

Золотая ложка
Ковка, пайка. Дл. 20.5 см
Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов. 7 в.
Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы
Россия (ныне Украина)
Источник поступления в музей Государственного Эрмитажа : Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1914

Наличие и разнообразие столовых приборов зависят не только от развития металлургических технологий, но так же от уровня благосостояния и употребляемых продуктов питания.

Мало известны связанные с едой европейские средневековые привычки и обычаи, особенно те, что существовали в крестьянской среде. Но, несмотря на наличие белых пятен в документальных источниках, обрисовать картину того, что же все-таки подавалось на стол сеньорам и крестьянам, к примеру, в 12 веке, в целом можно." В конце 12 века улучшение условий жизни позволили крестьянину питаться не только хлебом, лепешками и кашами. Ценная домашняя птица снабжала его яйцами (употреблявшимися в большом количестве), мясной пищей (цыплята, каплуны, гуси). Твердые и мягкие сыры изготовляли из овечьего или коровьего молока, иногда с добавлением различных трав. Рыбу покупали — соленую или копченую (обычно селедку) — или ловили (частенько тайком) в соседней реке или пруду. Некоторые овощи выращивали в небольшом садике за хижиной (кроме тех, что уже упоминались, это чечевица, фасоль, чеснок, репа, лук-порей и лук репчатый). Многочисленные фрукты зрели в саду, на кустах, в лугах или в лесах: конечно же, яблоки, груши, а также тутовник, терн, мушмула, боярышник, рябина, орехи, брусника, черника и другие. Интересно, что когда в тексте упоминается неопределенный фрукт, то во Франции под ним подразумевается яблоко, а в Англии — груша. Наконец, этот список дополняет мелкая дичь, добытая, как правило, незаконно, а также свиное мясо; свинью обычно закалывали в декабре и старались подольше питаться солониной. Несмотря на определенный прогресс в сельском хозяйстве, в сознании крестьянина все еще жили страх голода и неотступная мысль о хлебе насущном. Не следует преувеличивать — как это делают эпические песни — даже роскошь королевских пиршеств в данную эпоху. Она появится несколько позже. Самое раннее, исторически неопровержимое свидетельство о роскошном пиршестве короля Франции принадлежит Жуанвилю, повествующему о пире в честь Альфонса де Пуатье, брата Людовика Святого, устроенном в помещении крытого рынка в Сомюре в 1241 году. Данный период все же еще нельзя назвать временем кулинарных изысков и снобизма в отношении еды. Конечно, обжорство и чревоугодие уже превратились в распространенный порок всех слоев аристократического общества, пировавшего один, а то и два дня в неделю, однако настоящей изысканной кухни еще не существовало. Ее развитие началось лишь во второй половине 12 века и связано с увеличением числа зажиточных горожан. Мещане гораздо раньше дворян начали искать в изысканной кухне свидетельство социального успеха и даже некоторую этику. Для сеньоров 12 века излишества в еде еще не имели подобной ценности и не носили идеологического характера. Они с одинаковой легкостью то предавались обжорству, то ограничивали себя. Так, для рыцарей Круглого стола дни изобилия при дворе короля Артура сменялись неделями воздержания во время их приключений, когда им приходилось довольствоваться хлебом и водой — угощением гостеприимного отшельника. Что же на самом деле вкушали благородный сеньор и его окружение, сидя в большом зале донжона, который не был ни замком Камелота, ни хижиной отшельника? Вместо злаков они питались в основном мясом — это главное отличие их меню от крестьянского рациона. Они не ели ни лепешек, ни каш, очень мало хлеба, зато мясные блюда присутствовали в изобилии. Прежде всего дичь, ведь охота на нее являлась привилегией аристократии: олени, лани, косули, кабаны, зайцы, куропатки, перепела, фазаны; в некоторых областях — бакланы, тетерева, каменные бараны и даже медведи. Затем домашняя птица: гуси, каплуны, цыплята, голуби; а также павлины, лебеди, ржанки, журавли, цапли, выпи, подававшиеся во время праздников (утки считались практически несъедобными). Наконец, мясо с бойни, большей частью свиное. В пищу никогда не употребляли конину и вплоть до середины 13 века быков разводили только для работы на поле, а баранов — для стрижки шерсти. Также на стол сеньора подавалось много рыбы. Ее ели свежей, если ловили в водоеме с пресной водой; или вяленой, соленой или копченой, если привозили с моря. При этом значительное предпочтение отдавалось свежей рыбе: лососю, угрю, миноге и щуке. Иногда баловали себя мясом некоторых китообразных (морских свиней, китов) и даже акул, ценившихся не столько за пресный вкус, сколько за редкость. Зато почти не ели моллюсков, кроме устриц, употреблявшихся вареными, и ракообразных. Жареная, вареная или приготовленная как начинка для пирога рыба, как и мясо, подавалась с соусом или фаршем, в состав которых входило множество пряностей и специй, выращенных в саду (лук, чеснок, петрушка, укроп, щавель, кервель), дикорастущих местных растений (тимьян, мята, майоран, розмарин, грибы) или привезенных с Востока (перец, корица, тмин, гвоздика). Основу всех приправ составляли чеснок, перец, мята и вино, смешанное с медом. «Зелень» — овощи из своего сада — в скоромные дни не ели. Они предназначались для постов или более легких трапез. В обычные дни на стол подавали только мясо, иногда добавив к нему несколько листиков салата (самые любимые в те времена — латук и кресс-салат) или вареные фрукты (груши, персики, сливы). Большое место после всевозможных сыров (различали твердые и мягкие сорта, с ароматическими добавками и без них) отводилось десертам. Это выпечка (мучные лепешки, сладкие пироги, пирожки с начинкой, пряники) и конфеты из меда, миндаля и фруктового мармелада. Самые богатые могли позволить себе привозимый из Святой земли тростниковый сахар, а также новые изысканные фрукты - абрикосы, дыни, финики, инжир. Остальные довольствовались яблоками, грушами, вишней, смородиной, малиной (клубника мало ценилась) и орехами."

Само название "столовые приборы", к коим относятся ложка и вилка, говорит об употреблении еды за столом. Поэтому уместно описать также обстановку жилища. Мебель в 13 веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от французского слова — подвижный), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. "Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук — это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд". (Мишель Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей).

На средневековых гравюрах 15-16 в.в., изображающих застолье, иногда запечатлены столовые приборы и посуда, бытовавшие в то время. Для простолюдинов основной едой была похлёбка, ели из миски деревянной ложкой.

Ложка. Гравюра. Средние века. Застолье
Гравюра. Иероним Босх (?) 1548-1560. Vuyl Sause (Dirty Sauce) После Jan Verbeeck

Столовые предметы. Гравюра. Средние века. Застолье
Гравюра.1580. После Иеронима Босха.

о лени. гравюра. Средневековье
Гравюра "О лени" относят к Huys Frans, Bosch Jheronimus, Massijs Cornelis, Galle Joannes

Ложка. Средние века. Гравюра Питер ван дер Хейден.
Питер ван дер Хейден. 1562 . Museum Boijmans Van Beuningen

гравюра столвые приборы ложки
1480-90 г.г.

Гравюра 1500 г.
Гравюра 1500 г.

средние века столовые приборы

средние века столовые приборыстоловые приборы средние века
Боккаччо, Декамерон, Фландрия, 1432

Столовые приборы средние века BOSCH, Hieronymus. Брак в Кане
BOSCH, Hieronymus. Брак в Кане

см. http://marinni.livejournal.com/

Металлические ложки, серебряные и золотые, в средние века в Европе были вещью дорогой, редкой и престижной, т.к. имелись только у богатых, знатных людей. Ложку носили на приём с собой. Первым и основным столовым предметом долгое время оставался нож. В раннее средневековье даже тарелки были редкостью, тяжелые дубовые столы имели на гладкой поверхности углубления, в которые и раскладывалась еда. Позже еду подавали на общем блюде, которую гости брали руками или продевали ножом. В качестве тарелок служили лепёшки или куски хлеба. Соусы и супы выпивали прямо из чаш. Вилки - по определению "стержень с двумя идущими от него остроконечными зубцами, затем орудие с двумя или тремя заостренными зубцами" - вначале использовались только на кухне, чтобы поддевать, переворачивать и разделывать куски мяса. Первое упоминание о вилках, которые используют за столом, встречается у Пьера Дамиани (умер 1072), который говорит о них как о совершенно новой вещи, сообщая, что одна византийская принцесса первая познакомила с этим нововведением Венецию, где, однако, в этом орудии увидели только признак изнеженности. В 1360 г. вилка появляется во Франции, но все еще употребляется редко. До начала 16 века во Флоренции и Германии, а в Англии до начала 17 века, в Испании и в русских деревнях, а так же в Китае до 19-20 века вилка считалась предметом роскоши. При первом введении ее во Франции многие монастырские уставы прямо воспрещали употребление вилки (из сл. Брокгауза и Ефрона).

вилка 1-3 век Рим
Бронзовая вилка 1-3 век, длина 12,5 см. Кипр (The Cesnola Collection, The Metropolitan Museum of Art)

вилка Иран бронза

Бронзовые вилки ок. 6-7-го века. Иран
Бронзовые вилки ок. 6-7-го века. Иран, Каср-и Абу Наср
размеры 1,27 х 13,97 см
1.91 x 18.42 см ( The Metropolitan Museum of Art)

столовый набор 15-17 векстоловые приборы 15-17 век
http://marinni.livejournal.com/458600.html#cutid1

Оловянные ложки и вилка. Конец 16-начало 17 века. Англия
Оловянные ложки и вилка. Конец 16-начало 17 века. Англия

В 14-15 веках рост городов, развитие ремёсел и торговли, ростовщичество давало возможность успешным бюргерам разбогатеть. Новая знать - состоятельные мещане - стремилась к роскошной жизни, у богатых купцов появлялись дорогие ножи и ложки, всё больше входили в обиход тарелки из олова, дерева, глины. Но на торжества по-прежнему каждый гость приносил с собой нож и ложку, поскольку у хозяина чаще всего их было не много. Правила поведения за столом становились все более утонченными. Вот что говорится в руководстве к поведению за столом от 1492 года: «Не чешись за столом. Ибо это насмешка двору. Не хватайся за живот и за голову. Иначе могут подумать, что ты вшивый и пьяный. Да будет брюхо твое здорово во все времена, и зад твой в порядке, а чтобы он не каркал до времени, беги подальше от людей». В 16 веке во Франции уже перестали есть с ножа и использовали однозубую вилку - шило для накалывания кусочков пищи. Но, например в Англии, в начале 17 века, согласно этикету того времени, мясо элегантно брали тремя пальцами, после чего ополаскивали их в специальной чаше.

Вилка серебро горный хрусталь 15 векгермания 15 век вилка
Вилка. Серебро, горный хрусталь, гравировка, позолота. Ок. 1500 г. Германия. Вилка изящного дизайна, тонкой ювелирной работы из дорогостоящих материалов - предмет роскоши, вероятно использовалась для конфет или других деликатесов, т.к. в начале 16 века вилки редко использовались для основных блюд.

Ложка 15 век. Франция. Серебро, эмаль, позолота.
Ложка 15 век. Франция. Серебро, эмаль, позолота. 5 x 1.7 x 17.1 cм

столовый набор 16 век, Фламандского мастера

Ложка 16 век Фландрия

вторая четверть 16-го века. Фландрия (Антверпен)
Перламутр, позолота.

http://www.metmuseum.org Metropolitan Museum of Art

ложка Голландия 17 век

предположительно 1624. Голландия (Амстердам). Серебро. (17.8 x 4.6 x 1.3 cм)

Здесь мы видим набор ложка-вилка 2 - в - 1-ом. Вилка превращается в ложку, если зубья продеть в специальные петли на черпаке. Такой компактный столовый прибор, очевидно, было удобно носить с собой. Скандинавские мастера искусны и изобретательны.
К 18 веку сформировался современный вид столовых приборов - ножей, вилок, ложек. Вилка приобрела ту форму, которую имеет и по сей день — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а лезвие ножа - закругленным. Гостям теперь уже не приходилось приносить приборы с собой, поскольку в каждом доме их было достаточно. «Столовое серебро» стало символом аристократизма и отличало простолюдинов от знати не только по наличию предметов роскоши, но и по умению пользоваться столовыми приборами и соблюдать этикет.

Экспонаты Государственного Эрмитажа.

ложка 16 века, Польша

Ложка
Рихер, Евхариус.
Польша, Вроцлав. 1567 г.
Серебро; литье, частичное золочение. Длина 21 см

ложка 17 века  Польша

Ложка
Хайнтце, Готфрид.
Польша, Вроцлав. 1707-1710 гг.
Серебро; литье, золочение. Длина 18.4 см

ложка серебро Польша 17 век

Ложка с нравоучительными надписями
Польша, 17 в.
Серебро; литье, гравировка. Длина 27.2 см
Источник поступления в музей: найдена в Люблинской губернии в составе клада.

17 век, ложка с фигурой апостола Павла

Ложка с фигурой святого апостола Павла
Шуберт, Кристиан, I.
Польша, Гданьск (Данциг). 1644-1646 гг.
Серебро; литье, золочение. Длина 19.7 см
Источник поступления в музей: Музей училища Штиглица (ранее: собрание графа В.В. Мусина-Пушкина в С.- Петербурге). 1925 г.

Вилка 18 век, Польша

Вилка
Мастер SH.
Польша, Вроцлав (Бреслау). 1709-1710 гг.
Серебро; литье, штамповка, гравировка, золочение. Длина 20.2 см
Источник поступления в музей: неизвестен (ранее: собрание князей Юсуповых в С.-Петербурге). 1923 г.

ложка 18 век, Польша

Ложка
Збараски, Матиас (Мачей); Mастер AW.
Польша, Вроцлав. 1702 (?) г.
Серебро; литье. Длина 20.5 см
Источник поступления в музей: неизвестен (ранее: собрание князей Юсуповых). 1923 г.

серебряная ложка 18 век Польша

Ложка
Фогель, Иоганн Кристоф.
Польша, Вроцлав. 1722-1727 гг.
Серебро; литье, частичное золочение. Длина 20.2 см
Источник поступления в музей: неизвестен (ранее: собрание князей Юсуповых). 1923 г.

Искусство золотых и серебряных дел развивалось в Польше в общем русле западноевропейских традиций и стилистики. Большая часть мастеров приезжала из крупных городов Западной Европы - Нюрнберга, Аугсбурга, Амстердама и других. Они привозили с собой новые образцы изделий. Входя в местную среду и воспринимая условия новой жизни, обычаев и традиций, мастера, создавали отличные от работ их западных собратьев изделия. Собрание польского серебра в Государственном Эрмитаже формировалось с начала XVIII века, изделия гданьских серебряников, были приобретены, возможно, самим Петром I и его сподвижником генерал-фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым. Много ценных произведений поступило в Эрмитаж после Октябрьской революции из национализированных дворцов и частных музеев князей Юсуповых, графов Строгановых, Шуваловых, Шереметевых и других. Важными центрами польского ювелирного искусства 17-18 веков были города Гданьск и Вроцлав.

На Руси серебряные ложки известны с конца Х века со времен княгини Ольги. В употребление при дворе они были введены князем Владимиром. Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: "Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра". В 14-17 вв. серебряные ложки являлись предметом обихода князей и бояр. Вот как выглядела сервировка стола в светлый день в 1675 году в Патриаршей Крестовой Палате. На этот день из домовой казны патриарха было выдано серебряной посуды: 36 кубков, 37 братин, 28 ковшей-лебедей, 35 чарок золоченых, 11 стаканов, 9 торелей, 9 ножей, 9 ложек и 2 разсольника. (http://bayan-1914.ru/n1-yanvar/serebryanye-bratiny-patriarshey-riznitsy/5/)Драгоценные ложки одновременно были столовым прибором и украшением праздничного стола. Поэтому их оформлению уделялось большое значение. Серебряные ложки золотились, черенок - ручка ложки, украшался различными фигурками, монограммами. В первой половине 17 века черенок ложки был очень коротким, в конце века – напротив, очень длинным и прямым. Серебряные ложки новгородского мастера Григория Новгородца, принадлежащие патриарху Питириму, выполненные в 70-е годы 17 столетия, имеют короткий черенок и большую чашу.

Экспонаты Московского Кремля.

ложка русское серебро 17 век
70-е гг XVII в. Новгород. Григорий Новгородец.
Серебро, эмаль, чеканка.
Принадлежали патриарху Питириму

Ложка, принадлежащая царю Алексею Михайловичу, является великолепным произведением московских эмальеров XVII века. Конец ручки расписан многоцветной эмалью и украшен тринадцатью алмазами и греческими бриллиантами.

ложка Россия 17 век
Вторая половина XVII в.
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля.
Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль.
Принадлежала царю Алексею Михайловичу.

Ложка, выполненная в Мастерских Московского Кремля в 1674 году, украшена жемчугом и драгоценными камнями. Она является вкладом боярыни Анны Ильиничны Морозовой, жены известного политического деятеля 17 века Бориса Ивановича Морозова, в Чудов монастырь.

ложка - дар  боярыни Морозовой Чудову монастырю
1664 г. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля.
Золото, камни драгоценные, жемчуг, чеканка, эмаль.
Вклад боярыни А.И.Морозовой в Чудов монастырь.

На Руси в 16-17 в.в. применялись двузубые вилки, в знатных домах они были серебряные, однако их употребляли редко, заменяя ложками. Считают, что первую вилку привезла в 1606 г в Россию Марина Мнишек, жена Лжедмитрия. Широкое использование данного предмета началось во времена Петра I. В русском языке до 18 века не было слова «вилка», а прибор называли рогатиной или вильцами. На фото стальная, двузубая вилка, с агатовым черенком – ручкой вилки, выполнена в России в начале 17 века. Она отличается простой формой и строгостью оформления. Единственным ее украшением является ручка, выполненная из агата.

вилка 17 века стальная Россия
Вилка XVII в. Россия.
Сталь, агат, камень драгоценный, литье, шлифовка.
Масса - 66,8 г.

Форма вилок к концу 17 века остается прежней, однако художественному оформлению изделий уделяется большое внимание. Особым нарядным декором отличаются вилки из Сольвычегодска. На фото стальная двузубая вилка с фигурным череном и серебряной круглой ручкой выполнена сольвычегодским мастером Максимом Буравкиным в 1690-х годах.

сольвычегодская вилка 17 век
Сольвычегодск, 1690-е гг.
Мастер Максим Буравкин.
Сталь, серебро, чеканка, эмаль, скань, золочение.

Комплект принадлежностей для еды, размещали в специальных гнездах на ножнах охотничьего кинжала

Кортик охотничий с принадлежностями (ложка, вилка, нож)

Кортик охотничий с принадлежностями (ложка, вилка, нож)
Россия. Тула. Около 1750 г.
Сталь, золото, дерево, кожа, цветной камень; ковка, чеканка, гравировка, травление, таушировка, полировка. Дл. 54 см
Источник поступления в музей Государственного Эрмитажа: Собрание Чертковых в Петрограде. 1919 г.
Широкий диапазон творчества мастеров Тулы, ведущего центра оружейного дела России в XVIII в., включал изготовление первоклассного огнестрельного и холодного (клинкового) оружия различного назначения. С Тулой связано, в частности, производство большого числа охотничьих кортиков, форма которых соответствовала общеевропейским "стандартам" той эпохи, а для отделки применялись эффектные материалы и приемы. Эрмитажный кортик отличается особым изяществом форм и украшений и дополнен, по моде того времени, комплектом для еды, помещенным в специальных гнездах на ножнах. В отделке рукояти кортика использован резной халцедон, гармонирующий по цвету с золоченой оправой.

охотничий столовый набор к кинжалу. Россия

Вилка, ложка и нож (принадлежности к охотничьему кинжалу)
Россия. Тула. Между 1750-1760 гг.
Сталь, золото, дерево, кожа; ковка, резьба, чеканка, гравировка, таушировка. Дл. 46 см
Источник поступления в музей Государственного Эрмитажа: Царскосельский Арсенал. 1885

В середине 18 века при дворе российского императора появились алюминиевые ложки, алюминий был новым и редким металлом, дорого ценился, из алюминия даже изготавливали ювелирные украшения для знатных дам. К предметам роскоши относились и фарфоровые изделия. В России фарфор в 18 веке называли порцелином.

Фарфоровая ложка

Фарфоровая ложка
Андреевский сервиз
Мейсенская фарфоровая мануфактура
Германия, Мейсен. 1744-1745
Фарфор; надглазурная роспись. 18.3 см
Источник поступления в музей: подарок Августа III, курфюрста Саксонии и короля Польши. 1745

Фарфор, надглазурная роспись, рельеф, позолота, лепнина

Виноградов Д.И. Не ранее 1756 - 1762 гг. Фарфор, надглазурная роспись, рельеф, позолота, лепнина

Тарелка, сухарница, солонка и ложка - предметы из первого многопредметного фарфорового сервиза, созданного в России мастером Д.И. Виноградовым, открывшим секрет изготовления фарфоровой массы. Сервиз принадлежал императрице Елизавете Петровне, по инициативе которой была основана в Петербурге Невская порцелиновая мануфактура. Наружная поверхность предметов сервиза покрыта сетчатым рельефным орнаментом с маленькими лиловыми цветочками. Изящные овальные сухарницы и солонки украшены двумя гирляндами роз, каждая из которых отличается индивидуальным исполнением.

19 век - время промышленной революции, начало производства столовых приборов из мельхиора и нержавеющей стали, применения электоро-гальванического метода серебрения и пр.

Ножи, ложки, вилки на живописных полотнах художников разных стран и времён.

А. де Переда. Кухонная сцена.
А. де Переда. Кухонная сцена. 1650

Мелендес Луис Эухенио (Melndez, Luis) 1716, Неаполь — 1780, Мадрид. Испанский живописец, миниатюрист. Крупнейший мастер испанского натюрморта XVIII в.:

Натюрморт с дыней и грушами.
Натюрморт с дыней и грушами. 1770.
Museum of Fine Arts, Boston

натюрморт 18 век

Натюрморт, вилка 18 век

"Натюрморт"
1770
музейl Prado, Madrid

натюрморт Хеда, Вильем Клаез

Хеда, Вильем Клаез (HEDA, Willem Claesz) «Still-Life with Olives»
1634
Museum voor Schone Kunsten, Ghent

Натюрморт

Натюрморт. 1637

Э. Мане. Устрицы 1862

Э. Мане. Устрицы 1862

Д.А. Магне. Натюрморт с омаром, креветками и устрицами с салатом

Д.А. Магне. Натюрморт с омаром, креветками и устрицами с салатом

Г. де ла Порте. Натюрморт

Г. де ла Порте. Натюрморт

А. Рябушкин. В ожидании молодоженов из церкви. 1891

А. Рябушкин. В ожидании молодоженов из церкви. 1891

Серебрякова. За обедом. 1914

Серебрякова. За обедом. 1914

К. Петров-Водкин. Натюрморт с зеркалом. 1919

К. Петров-Водкин. Натюрморт с зеркалом. 1919

Натюрморт с письмом. 1925

Натюрморт с письмом. 1925

Д. Штеренберг. Натюрморт с селедкой. 1917

Д. Штеренберг. Натюрморт с селедкой. 1917

П. Кончаловский. Натюрморт с заварными чайниками. 1946

П. Кончаловский. Натюрморт с заварными чайниками. 1946

А. Осмеркин. Натюрморт с яичницей. 1950

А. Осмеркин. Натюрморт с яичницей. 1950

http://stilleben-art.ru/

http://www.spoons.ru/spoon-collection.html

Просмотров: 12393

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Александр
Дата: 2013-10-01

У меня есть ложка 1937г., Николая 1, думаю что для крещения, с именной надписю сверху золотая, покрытие. Хочу продать Кого заинтересовало звон. 0675496166

Комментарий добавил(а): Диляра
Дата: 2012-10-18

Скажите, пожалуйста, что написано? Кто изготовил данную ложку времён ВОВ? http://cs316628.userapi.com/v316628560/2bbb/g_c6cdith80.jpg

На клейме изображён двуглавый орёл российской империи  и надпись FRAGET N PLAQUE –
Фраже - польская фирма 19 -начала 20 века основанная братьями французами. Царство Польское входило в Российскую империю с 1815 г.  до революции  1917 г.
N – PLAQUE  по-французски  -  то же самое что plated по-английски – означает покрытие.  Буква  N в ромбе – обозначает  базовый метал  - альпака (сплав медь, никель, цинк) , на который был  нанесён слой серебра .
Вместо N может стоять MB – белый металл
Завод был основан двумя французскими предпринимателями - братьями Альфонсом и Иосифом (на польском языке, Юзеф) Фраже в 1824 году.  В 1841 г.  Иосиф стал  единоличным хозяином.  В пятидесятые-шестидесятые годы девятнадцатого века, фирма начала в Варшаве производство металлических столовых  предметов, с использованием     электро- гальванического  метода серебрения.    Продукция в основном предназначалась для  рынка Российской империи, во многих городах императорской России  имелись магазины Фраже.  Продукция фирмы вскоре оказалась чрезвычайно популярной, в силу дешевизны и похожести на серебро, а  имя Фраже стало нарицательным,  подразумевая  любые посеребренные  столовые  приборы .  Иосиф умер в 1867 году, и бизнес был унаследован его сыном Юлианом.  В 1905 году Юлиан был убит, с 1906 г.  фирмой  руководила дочь Юлиана, Мария Антонина, которая  умерла  в 1934 году. В 1939 году с началом Второй мировой войны, компания прекратила  свою деятельность. http://www.ascasonline.org/windowFEBBRA57.html

Комментарий добавил(а): саша
Дата: 2013-10-25

нечего не понятно

Добавить ваш комментарий:

Введите сумму чисел

2009 historymania.info
коллекционирование -
старинные открытки, старые газеты, частные архивы, старые бумаги, марки.
Исторические ревю